Уроки работы с ПК > Новости > Ретроспектива: колумнист The New York Times о безрадостном будущем ноутбуков в 1985 году
Ретроспектива: колумнист The New York Times о безрадостном будущем ноутбуков в 1985 году
30 лет назад колумнист самой авторитетной газеты США The New York Times Эрик Сендберг-Димен (Erik Sandberg-Diment) был уверен, что ноутбук — нишевое устройство, которое не смогут сделать массовым ни лучшее программное обеспечение, ни усовершенствованное железо.
Ноутбук Gridcase «Два года назад я летел в Лас-Вегас на Comdex, ежегодную выставку микрокомпьютеров. Так вот, у каждого второго или третьего пассажира была с собой «портативка». Они все якобы работали, но, скорее всего, они просто хотели продемонстрировать окружающим: я иду в ногу с последними модными течениями. Всего год спустя вы едва ли смогли бы найти хотя бы парочку ноутбуков на борту подобного рейса. В этом году их полностью заменили более традиционные коктейли или пиво», — начинал свой текст автор колонки.
Он тут же задался вопросом: «Что же произошло с ноутбуками?». Выходит, великое будущее ноутбуков оказалось просто иллюзией? Или проблема заключается только в том, что для такого легковесного компьютера ещё просто не придумали достаточно функций?
Сендберг-Димен пришёл к выводу, что истина находится где-то посередине. По его мнению, портативный компьютер — машина мечты, но лишь для немногих. Корень проблемы, скорее всего, лежит в разнице между ожиданиями маркетологов насчет того, что люди должны делать с компьютерами, и тем, что происходит на самом деле.
Люди не тащат компьютер на пляж и не берут с собой в поезд: они скорее проведут время за чтением спортивного или делового раздела газеты.Эрик Сендберг-Димен, колумнист The New York Times
Индустрия микрокомпьютеров того времени предполагала, что каждый хотел бы иметь клавиатуру, являющуюся продолжением его пальцев. Эрик возражал: «Это абсолютно не соответствует реальности».
Сторонники «портативок» решительно утверждали, что единственным камнем преткновения являлась цена этих компьютеров. И действительно: в середине восьмидесятых ноутбук стоил значительно дороже, чем его настольный эквивалент.
В 1985 году существовало много людей, желающих иметь возможность работать на компьютере у себя дома. Но хотели ли они носить его с собой? Ведь было бы гораздо проще положить с собой в дипломате несколько дискет, считал Сендберг-Димен.
Для большинства потребителей второй компьютер для домашнего офиса — это, как правило, всего лишь недорогой клон их офисного компьютера. Такая альтернатива не только удобнее, но и экономически более эффективна. Вот так до людей и доходят технологии.Эрик Сендберг-Димен, колумнист The New York Times
Ноутбук от Сonvergent Technology с лёгкой руки своих создателей канул в лету в июне 1985 года. IBM так и не создала новый рынок своим Clamshell: «Возможно, компания поняла, что ноутбуки — не массовый рынок, а лишь его небольшая ниша», — писал Сендберг-Димен.
Hewlett-Packard, Panasonic, Data General и Tandy по-прежнему производили свои ноутбуки с малопригодным для чтения при ярком свете жидкокристаллическим дисплеем. Однако реальные продажи были сопоставимы лишь с частью тех оптимистических прогнозов, которые в 1984 году делали прорицатели от индустрии.
Одним из ключевых моментов, требовавших модернизации для улучшения пользовательского восприятия, был более качественный дисплей. По словам Сэндберга-Димена, он был доступен в ноутбуке Gridcase, который предлагал совершенно отличный от лучевой трубки (и местами даже лучший) плазменный дисплей.
Именно дисплей сделал Gridcase единственным ноутбуком на батарее, о покупке которого стоило задуматься. Но он стоил 4350 долларов — и это без рекомендованного договора на техническое обслуживание и необходимого программное обеспечения, с учётом которого цена составляла более семи тысяч долларов.
Программное обеспечение также было одним из самых слабых мест ноутбуков.
Эти машины, несмотря на чрезвычайную дороговизну, особенно с учётом ограниченности их дисплеев, всё равно могли бы неплохо продаваться, если бы они обладали какими-то непревзойдёнными функциями. Но для это просто необходимо специальное программное обеспечение. Доступные для них пакеты программ для обработки текста и таблиц предназначены для выполнения задач, неподходящих для портативных компьютеров.Эрик Сендберг-Димен, колумнист The New York Times
По словам журналиста, настоящий потенциал подобных аппаратов мог бы ракрыться лишь в специализированных отраслях: в армии, налоговой службе, бухгалтерии и торговом представительстве. Крупнейшим из этих рынков Сендберг-Димен называет специалистов по продажам и тут же подмечает интересный по его мнению факт: «Специальное программное обеспечение для удовлетворения потребностей этого сегмента уже начинает потихоньку появляться на рынке. Например, в этой области себя зарекомендовала Sales Technologies из Атланты».
Основанная в 1983 году двумя бывшими сотрудниками Procter & Gamble и гением из MIT, эта компания выпускала серию компьютерных программ для портативных компьютеров, ориентированную именно на «продажников». Она включала систему ввода заказов, трекер затрат, электронную почту, программы для передачи данных и управления территорией. Таким образом, с её помощью увлечённый путешествиями торговый представитель мог удалённо обновлять файлы клиентов и базу данных домашнего офиса.
Однако оснащение одного такого представителя этим программным обеспечением и поддерживающим его компьютером Gridcase стоило от пяти до семи тысяч долларов в зависимости от пакета. Эти две компании никак не были связаны между собой, хотя Grid действительно поставляла программный пакет от Technologies вместе со своими компьютерами.
Для концерна с отделом продаж из 500 человек (а это именно тот тип компаний, на который обращено подобное предложение) подобные расходы были бы значительными. Правда, это значительно улучшило бы эффективность их отдела продаж, что само по себе принесло бы дополнительные прибыли.
Представитель Sales Technology Фред Бёрк объяснял преимущества компьютеризации на примере одного крупного производителя одежды. Компания регулярно была не в состоянии выполнить тринадцать процентов заказов из-за того, что на момент заказа многих товаров просто не было в наличии.
После того, как компания закупила ноутбуки, их менеджеры по продажам получили надёжную связь с главным офисом. Результатом стало преобразование многих потерянных заказов в настоящие продажи. Например, определив, что какая-то конкретная зелёная рубашка уже была продана, «продажник» мог взамен предложить клиенту зелёно-полосатую. Подобные инновации окупились меньше, чем за полгода.
Менеджеры по продажам и обслуживанию, полевые аудиторы всех сортов и расцветок — по мнению Сендберг-Димена, индустрия, продвигающая ноутбуки, никогда не обслуживала их должным образом. По его предположению, улучшение технологической составляющей этих машин (и особенно их дисплеев) на фоне снижения цены должны были увеличить продажи «портфельных компьютеров». Поскольку программное обеспечение, способное превратить их в настоящие офисы-спутники, становилось всё изощрённее, они могли бы даже стать полезными, иронизировал журналист.
В конце своей колонки Сэндберг-Димен заключил: «Реальное будущее ноутбуков — оставаться нишевым продуктом. Неважно, насколько недорогими станут эти машины. Независимо от того, насколько усложнится их программное обеспечение, я до сих пор не могу себе представить обычного пользователя, идущего на рыбалку с таким устройством».